НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
В 2024 году по решению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Всероссийская проверочная работа будет проводиться по образцам и описаниям контрольных измерительных материалов 2023 года. Подробнее.
Каждый вариант ВПР включает 18 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работу включено 11 заданий, ответы к которым представлены в виде набора цифр, символов, букв или словосочетания. В работе содержится 7 заданий с развёрнутым ответом, которые различаются объемом полного верного ответа — от нескольких слов (например, при заполнении таблицы) до 3–4 предложений (например, при описании плана проведения опыта).
При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеет комплексный характер и включает элементы содержания из разных разделов, задания 14–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.
Раздел курса физики |
Количество заданий |
Механика |
4–6 |
Молекулярная физика |
3–5 |
Электродинамика |
4–6 |
Квантовая физика |
1–4 |
ИТОГО |
18 |
ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО ФИЗИКЕ
Всего заданий — 18; из них по уровню сложности: Б — 14; П — 4. Максимальный балл за работу — 26 баллов. Общее время выполнения работы — 90 мин. |
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
№ задания |
Проверяемые элементы содержания / элементы содержания |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
Задания 1—9. Понимание смысла понятий, величин, законов. Объяснение явлений |
|||
1 |
Группировка понятий (физические явления, физические величины, единицы измерения величин, измерительные приборы) |
Б |
2 |
2 |
Определение понятий и величин |
Б |
2 |
3 |
Распознавание физических явлений, описание их свойств, применение законов для объяснения явлений |
Б |
1 |
4 |
Распознавание физических явлений, описание их свойств, применение законов для объяснения явлений |
Б |
1 |
5 |
Распознавание физических явлений, описание их свойств, применение законов для объяснения явлений |
Б |
1 |
6 |
Распознавание физических явлений, описание их свойств, применение законов для объяснения явлений |
Б |
1 |
7 |
Анализ изменения физических величин в процессах |
Б |
2 |
8 |
Интерпретация физических процессов, представленных в виде графика |
П |
2 |
9 |
Применение формулы для расчета физической величины |
П |
2 |
Задания 10–12. Методы научного познания: наблюдения и опыты |
|||
10 |
Определение показания приборов / схема включения электроизмерительных приборов; определение значения величины по экспериментальному графику / таблице |
Б |
1 |
11 |
Формулировка цели опыта или выводы по результатам опыта |
Б |
1 |
12 |
Планирование исследования по заданной гипотезе |
П |
2 |
Задания 13–15. Устройство и принцип действия технических объектов |
|||
13 |
Определение физических явлений и процессов, лежащих в основе принципа действия технического устройства (прибора). Узнавание явлений в окружающем мире. Ученые и их открытия |
Б |
2 |
14 |
Объяснения физических явлений и процессов, используемых при работе технических устройств |
Б |
1 |
15 |
Объяснения физических явлений и процессов, используемых при работе технических устройств |
Б |
1 |
Задания 16–18. Работа с текстом физического содержания |
|||
16 |
Выделение информации, представленной в явном виде, сопоставление информации из разных частей текста, в таблицах или графиках |
Б |
1 |
17 |
Формулировка выводов на основе текста, интерпретация текстовой информации |
Б |
1 |
18 |
Применение информации из текста и имеющихся знаний при решении задач |
П |
2 |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
Задания 2–8, 10, 13, 16 и 17 считаются выполненными, если записанный выпускником ответ совпадает с верным ответом. Задания 3–6, 10, 16 и 17 оцениваются 1 баллом. Задания 2, 7, 8 и 13 оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено две ошибки.
Задания 1, 9, 11, 12, 14, 15 и 18 оцениваются экспертом с учётом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развёрнутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
---|---|---|---|---|
Суммарный балл | 0–8 | 9–15 | 16–20 | 21–26 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
При проведении ВПР по физике используется непрограммируемый калькулятор (на каждого выпускника) и линейка.